Наш проект писал очень много материалов про Rule of law как предпочтительную модель для Беларуси будущего. Базовый материал, с которым мы рекомендуем обязательно ознакомиться - “
Человек VS государство: Верховенство права как модель государственного устройства” авторства Екатерины Дейкало. В целом, если суммировать довлеющие взгляды на взаимоотношения государства и права, в правовых системах rule of law право является инструментом контроля общества над государством, служит механизмом ограничения произвола власти; власть в такой системе подчиняется праву. Право не принадлежит конкретному персональному составу власти, а принадлежит обществу, а представители власти являются сменяемыми и заменяемыми менеджерами. В противоположность этому в rule
by law право становится инструментом власти. Власть стремится подчинить себе право и использовать для решения своих частных вопросов, например, стать бессменной, подчинить общество, ограничить свободы, устранить независимость институтов. В целом, можно говорить о праве как инструменте или праве как ценности.
Базовыми свойствами верховенства права (rule of law) называют следующие:- законность;
- правовая определенность;
- запрет произвольных действий власти;
- доступ к правосудию в независимых судах;
- уважение прав человека;
- недискриминация и равенство всех перед законом.
При этом очень важно понимать, что верховенство права (rule of law) обеспечивается не просто указанием на соответствующие принципы в текстах нормативных актов и даже Конституции, а в первую очередь наличием функционирующих институтов и других факторов, в том числе, прямо не связанных с правовой системой. Например, Варшавские принципы верховенства права
называют в числе факторов, которые подлежат анализу при оценке функционирования верховенства права сменяемость власти (сюрприз - ничто так не заставляет чиновников следовать правовым предписаниям, а не распоряжениям руководства, как потенциальная смена руководства на следующих выборах), развитие гражданского общества и наличие независимых средств массовой информации (еще один сюрприз - если нет свободного хождения информации, нет возможности объединения для артикуляции своих интересов и волнующих вопросов, то у власти появляется большой соблазн произвольного применения законодательства). Ну а классические факторы верховенства права включают независимые суды и, в целом, разделение ветвей власти, надлежащий законотворческий процесс, действенный конституционный контроль, независимую адвокатуру и другие системы, позволяющие праву не попадать в зависимость от исполнительной власти.
Также важно понимать, что
диктаторские режимы, в полной мере реализуя концепты rule by law, любят мимикрировать под внешнее сходство систем, упоминая такие термины, как “верховенство закона”. Это, в целом, логично - можно допустить высказывания, что закон у нас главный и все подчинено закону, если ты сам полностью контролируешь содержание этого закона, и нет ни одного правового института, который бы поставил под сомнение содержание такого закона. Однако даже в таких ситуациях возможны проколы. Достаточно вспомнить нормы Конституции, запрещающие агрессию с территории Беларуси и закрепляющие безъядерный статус Беларуси. Аналогичный вопрос о сроках созыва пусть имитационного, но все же прописанного в Конституции органа — Всебеларусского народного собрания. Естественно, никто из власти никогда не считал себя связанными этими нормами и обязанным их выполнять. Есть власть, которая над законом, и для которой закон является инструментом, и есть общество, для исполнения законов которым эти законы и принимаются.
Однако важно понимать, что разница между rule of law и rule by law пролегает не только в вышеперечисленных институциональных факторах, изменению подвергается сама природа права, его настройки, жизнь тех, кто с этим правом работает и его применяет.