Марш тысячи мантий. Как польские судьи смогли отстоять свою независимость в 2020 году

Опубликовано 30 ноября 2025 года
Шесть лет назад у здания Верховного суда Польши можно было наблюдать следующую картину. Люди, облаченные в темные мантии, - а некоторые с заклеенным скотчем ртом, - шли по улице в сторону Президентского дворца, в полной тишине. 11 января 2020 года на улицы Варшавы вышли 30 тысяч юристов, адвокатов, прокуроров, судей и солидарных граждан, кто не хотел оставаться в стороне в период, когда верховенство права оказалось под угрозой. «Марш тысячи мантий» (Marsz Tysiąca Tóg) стал демонстрацией независимости юридической профессии и солидарности представителей всех столпов системы правосудия, а лозунг марша «Свободные суды!» до сих пор слышно в судебной системе Польши.
В материале расскажем, что это было за событие – и как юристы со всей Европы поддержали польских судей в борьбе за верховенство права.

*Фото Jacek Kadaj

Бэкграунд
В декабре 2019 года в польский Сейм был внесен законопроект, который предусматривал серьезные изменения в судебной системе, однако, даже после доработки Комиссией по правосудию Сейма, в тексте сохранились опасные положения. Законопроект назвали «ustawę kagańcową», то есть дословно «закон о наморднике». «Намордником» польское юридическое сообщество окрестило все те ограничения, которые законодатель пытался продвинуть.
Среди таких ограничений:
  • предлагалось узаконить запрет судьям и прокурорам заниматься «политической деятельностью» в широком смысле. После доработки, положение было изменено и предусмотрело, что дисциплинарным проступком должна считаться «публичная деятельность, несовместимая с принципами независимости и беспристрастности судов». То есть, судьи могли быть подвергнуты штрафам, например, за встречи с гражданами или за критику действующего правительства.
  • Дисциплинарным проступком предполагалось считать «действия или бездействие, которые могут воспрепятствовать или существенно затруднить функционирование системы правосудия». Согласно такой расплывчатой формулировке, воспрепятствование может включать, например, приостановление дела в связи с юридическим запросом в Верховный суд, или предварительным решением, переданным в Суд Европейского союза.
  • «Действия, ставящие под сомнение существование служебных отношений судьи или эффективность его назначения» рассматривались как дисциплинарное нарушение. Этот пункт создан специально для того, чтобы запретить судьям обсуждать легитимность “neo-sędziów”, судей, назначенных при участии политизированного Национального совета правосудия, который многие юристы и суды считают незаконным. Что это значит на практике? Если судья скажет или напишет, что другой судья был назначен незаконно, его назначение нарушает Конституцию и он не должен рассматривать дела, -- за это можно привлечь к дисциплинарной ответственности.
  • Предусматривался запрет на оспаривание решения президента о назначении судей или совета Национального совета правосудия.
  • Вводилось правило, что судьи и прокуроры будут обязаны предоставлять письменные заявления о своей деятельности в ассоциациях, фондах и политических партиях. Целью может быть ограничение деятельности таких организаций, как «Iustitia», «Themis» или «Lex Super Omnia», объединяющих независимых судей и прокуроров.
  • Законопроект предоставлял главенствующую роль в Верховном суде новой Палате чрезвычайного контроля и общественных дел, которая, по мнению юристов, являлась политически аффилированной. Согласно изменениям, Палата должна была обладать исключительной юрисдикцией в вопросах, касающихся независимости и беспристрастности судей; ее решения обязательны для исполнения другими палатами Верховного суда, и она не связана решениями других палат; ходатайства об отводе судей в связи с сомнениями в законности их назначения (а в то время проходили интереснейшие процессы против Польши в ЕСПЧ, в которых рассматривалось соблюдение права на справедливый суд через призму законности процедуры назначения судей в Конституционный трибунал и Верховный суд) должны оставаться без рассмотрения.
  • Предлагался ускоренный процесс выборов нового председателя Верховного суда после окончания полномочий первого председателя Верховного суда Малгожаты Герсдорф в апреле 2020 года.
  • Поправки также укрепили позиции Дисциплинарной палаты, которую новый Национальный совет юстиции укомплектовал преимущественно прокурорами. Палата обладала исключительной юрисдикцией рассматривать ходатайства о лишении иммунитета судей и прокуроров.
  • Закон также вводил положения, ограничивающие право прокуроров защищать себя в ходе дисциплинарных разбирательств.
Реакция
Законопроект встретили критически как в Польше, так и на европейском уровне. Венецианская комиссия резко раскритиковала проект, заявив, что он подорвет независимость судебной системы и верховенство права. Комиссия рекомендовала пересмотреть закон, включая реформирование состава и полномочий палат Верховного суда, а также восстановить участие судейского сообщества в назначении и увольнении судей. Другие организации, такие как Европейский парламент и Комиссар Совета Европы по правам человека, также выразили аналогичную обеспокоенность по поводу этого закона.
В качестве публичного способа выразить протест ассоциациями судей «Юстиция» и «Фемида», ассоциацией прокуроров «Lex Super Omnia», коллегией адвокатов «Defensor Iuris» и инициативой «Свободные суды» был организован марш, к которому присоединились общественная организация «Демократическое действие», Хельсинкский фонд по правам человека, Комитет в защиту демократии, Amnesty International, Европейская сеть советов юстиции (ENCJ), Европейская ассоциация административных судей и др.
Кристиан Маркевич (*Фото Jedrzej Nowicki / Wyborcza.pl)
Кристиан Маркевич, президент ассоциации судей «Юстиция», подчеркнул важность участия судей со всей Европы. «С нами несколько десятков судей из самых разных судов, из всех важнейших судебных ассоциаций. Они здесь, чтобы продемонстрировать солидарность и то, что они борются за то, чтобы Польша осталась в Европейском союзе, чтобы польские граждане также имели право на европейские ценности». «Этот марш важен не только для польских судей, но и для всех судей Европы», — заявила Эдит Целлер, президент Европейской ассоциации судей административных судов (AEAJ).
Перед маршем в Верховном суде прошла конференция с иностранными судьями. «Я приехал сюда не как голландский судья. Я приехал как европейский судья, чтобы поддержать моих польских коллег, которые крайне обеспокоены угрозой потери своей независимости» (Мартен Фетерис, председатель Верховного суда Нидерландов). В марше приняли участие представители юридических сообществ Европы и всего мира, включая Португалию, Испанию, Францию, Ирландию, Бельгию, Данию, Норвегию, Латвию, Эстонию, Австрию, Италию, Чешскую Республику, Венгрию, Румынию, Словению, Хорватию, Грецию и Турцию.
*Скриншот из соцсети X @PatrykWachowiec
Представители юридического сообщества прошлись маршем в мантиях, которые традиционно носят только в зале суда. «Я в мантии, потому что приехал сюда по служебным делам, чтобы исполнить судебную присягу на верность Конституции», — сказал Томаш Марчиньский, судья из Белхатува и член ассоциации судей «Юстиция».
В акции протеста приняли участие многие адвокаты со всей Польши, в том числе большая группа членов Варшавской коллегии адвокатов во главе с главой Варшавской коллегии адвокатов, адвокатом Миколаем Петшаком. Петшак поблагодарил всех участников марша, и в особенности адвокатов и членов своей коллегии адвокатов, за активное сознательное участие ее представителей в марше за верховенство права.
Президент ассоциации судей «Юстиция» Кристиан Маркевич выступил в конце демонстрации. «Марш окончен, но не наш путь к восстановлению верховенства права. Мы маршировали в мантиях, но не собираемся их снимать. Дисциплинарные прокуроры могут лишить нас их, но они не лишат нас наших ценностей, потому что верховенство права — в наших сердцах, а не в мантиях и цепях. Мы маршировали вместе с представителями всех юридических профессий: судьями, прокурорами, адвокатами, юрисконсультами. Не потому, что мы все хорошо знаем друг друга и всегда придерживаемся одного мнения. Мы маршировали вместе, потому что долг каждого юриста — всегда отстаивать и защищать права граждан и решительно выступать против нарушений прав человека, конституционных прав, национального законодательства, а также законов и ценностей международного сообщества. Мы маршировали против молчания юристов», — сказал Маркевич.
Аналитика и интервью
Чем занимаются коллегии адвокатов «здорового» человека
Нам бы хотелось, чтобы эти примеры вдохновили соответствующих акторов на изменение вредных для адвокатской профессии паттернов и послужили рекомендациями для внедрения в беларусскую практику, а самим адвокатам дали понимание, чего стоит требовать у своих коллегий и что все может быть по-другому, ситуации в Беларуси не является нормальной.
А что потом
Можно с уверенностью сказать, что такая масштабная демонстрация принципиальной позиции польского юридического сообщества стала причиной, по которой прямая угроза независимости судебной системы с большего миновала.
В результате активного и вокализированного несогласия судей, противоречивая Дисциплинарная палата Верховного суда, независимость которой была поставлена под сомнение польскими судьями, а также ЕСПЧ и Судом Европейского союза (eucrim 2/2022, 82), была официально упразднена (вместо нее создана Палата профессиональной ответственности). Часть спорных норм, например относительно дисциплинарной ответственности судей или отчетности, были пересмотрены. Некоторые приговоры/санкции, вынесенные старой Дисциплинарной палатой, были отменены или пересмотрены новой Палатой (кейс судьи Piotr Gąciarek, чей профессиональный статус был восстановлен в 2023 году).
Однако, реформа 2022–2023 годов не отменила полностью все положения, которые критиковались: многие «расплывчатые» дисциплинарные основания остались в законе, и ЕС всячески напоминает Польше о необходимости соответствовать европейскому стандарту.
На сегодня Суд ЕС вынес не менее четырех постановлений, среди которых предписал Польше выплачивать штраф в размере 1 млн евро/день за период неисполнения постановления от 14 июля 2021 года (польские власти не приостановили действие закона о запрете на публичные действия, как это было предписано Судом). Постановление от 21 апреля 2023 года снизило эту сумму до 0,5 млн евро в день.
Наследие Марша сегодня
В январе 2025 года Специальный докладчик ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов Маргарет Саттертуэйт предложила отмечать годовщину «Марша тысячи мантий» 11 января как Международный день независимости судебной власти. По словам юристов, этот марш придал судьям силы проявить упорство и бороться за возвращение независимости судебной системе. Она напомнила, что независимость судебной власти – это не привилегия судей, а в первую очередь право граждан на справедливый суд.
Эту же мысль подчеркнули судьи из польской ассоциации судей «Юстиция» в связи с пятой годовщиной Марша: «Очень важное событие для нас и для граждан. Мы испытывали огромную гордость от того, что нас так много. И что так много из нас заботятся о сохранении верховенства права. Этот Марш придал судьям, отстраненным от должности, силы выстоять и бороться за своё возвращение к судебной деятельности. Всем стало ясно, что нас не запугать. Мы были тогда с гражданами и чувствовали их поддержку. Потому что право на независимый суд — это право не судей, а граждан».
В результате коалиция юристов и неправительственных организаций объединила усилия и разработала общую концепцию построения современной судебной системы и прокуратуры. Этот пакет законов и сопутствующих рекомендаций решает ключевые проблемы системы. Разработчиками подчеркивается, что эти проекты не являются частью какой-либо политической партии; это социальные инициативы, разработанные благодаря гражданской активности. Они представляют собой вклад юридических сообществ, объединяющих людей, осознающих свою ответственность за будущее страны, в построение современного правового государства, основанного на принципах свободы и прав всех граждан. Предварительные версии законопроектов были представлены на Конгрессе польских юристов в Гданьске 24 июня 2023 года.
Вместо выводов
Пример Польши последних лет стал одним из самых ярких кейсов в Европе, показывающих, что происходит, когда власть начинает изменять судебную систему и пытаться подчинить ее политическим силам. Как видно из сегодняшней позиции ЕС по Польше, стране предстоит еще долгий путь для ликвидации правовых зон, которые Европа считает несоответствующими европейским стандартам. Про независимость судов можно сказать «тяжело найти, легко потерять». Пример законопроекта 2019 года демонстрирует, как быстро может ослабнуть независимость судов, если политическая власть систематически вмешивается в их работу — и как сложно затем все вернуть назад, ведь и по сегодня некоторые спорные положения «закона о наморднике» продолжают действовать, а в прессе редко, но появляются сообщения о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судей, принявших решения, в которых они оспаривали статус судей, применяя прецедентное право Суда Европейского союза и Европейского суда по правам человека.
Однако Марш тысячи мантий стал символическим моментом, когда в Варшаву приехали судьи почти из всей Европы, и впервые столько представителей юридической профессии разных стран шли вместе, защищая общие принципы. Реформирование изначального законопроекта и ликвидация Дисциплинарной комиссии показали, что профессиональные сообщества, в особенности юристы, могут быть мощной силой в защите демократии и верховенства закона.
*Фото Jedrzej Nowicki / Wyborcza.pl
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda