Новости / Статья
Наручники, клетка, преждевременные утверждения о виновности: очередное соображение КПЧ о произвольном смертном приговоре
21 марта Комитет по правам человека вынес соображение, констатирующее нарушение беларусскими властями международных обязательств государства в области прав человека при расследовании дела и проведении разбирательства, завершившегося двумя смертными приговорами. Нарушения установлены и применительно к стадии досудебного содержания под стражей (отсутствие оперативного доступа к суду), и применительно к действиям государства во время судебного разбирательства (нарушение презумпции невиновности). Пренебрежение гарантиями справедливого суда обуславливает произвольность назначения смертной казни — необратимого наказания.

В данном материале мы кратко рассмотрим обстоятельства дел приговоренных, а также ключевые выводы Комитета.
Фактические обстоятельства, временные меры
В июле 2017 г. Семен Бережной и Игорь Гершанков были приговорены к смертной казни. Вместе с другими лицами, они обвинялись в совершении убийств и подготовке к их совершению, похищении человека и подготовке к похищению, а также в мошенничестве, разбое, вымогательстве, краже или уничтожении документов. Верховный суд оставил приговоры в силе, прошение о помиловании также оказалось безрезультатным.

В июне и июле 2018 года Комитет направлял государству запросы о применении временных мер защиты: не приводить смертные приговоры в исполнение, пока сообщения осужденных находятся на рассмотрении КПЧ. Государство проигнорировало запросы: в ноябре 2018 года стало известно, что Семен Бережной и Игорь Гершанков были расстреляны.

Пренебрежение временными мерами защиты является действием, несовместимым с обязательством, вытекающим из ст. 1 Факультативного протокола к пакту (стороной которого Республика Беларусь являлась до денонсации в 2022 г.): признание компетенции Комитета принимать и рассматривать индивидуальные сообщения подразумевает готовность государства добросовестно взаимодействовать с Комитетом, не предпринимать действия, препятствующие рассмотрению последним таких жалоб.

Пренебрежение временными мерами, направленными на предотвращение необратимых последствий, посредством приведения смертного приговора в исполнение — грубое нарушение Факультативного протокола, к сожалению, свойственное беларусской практике: с 2010 г. как минимум 15 человек были казнены, несмотря на требования Комитета повременить с приведением приговора в исполнение на время рассмотрения их дел, а также основания полагать, что в их отношении применялись пытки и иное запрещенное обращение, а также нарушались гарантии справедливого суда.
Соображения Комитета — тезисно:
Комитет рассмотрел жалобу по существу и установил нарушение статей 6, 9(3) и 14(2) Пакта. Ключевые аспекты, которые КПЧ принял во внимание:

  • Статья 9 Пакта, в числе прочего, гарантирует каждому арестованному или задержанному по уголовному обвинению лицу возможность в срочном порядке (как правило, в течение 48 часов) предстать перед судом или другим должностным лицом, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть. Возможность предстать перед судом появилась у обвиняемых лишь по прошествии 580 дней с момента задержания: их досудебное содержание под стражей было санкционировано прокурором (который при существующем сочетании беларусского законодательства и практики не считается достаточно независимым и беспристрастным органом, предоставляющим гарантии судебной власти), что нарушает гарантии, предусмотренные статьей 9.

  • Статья 14 закрепляет презумпцию невиновности, которая в случае Семена Бережного и Игоря Гершанкова была нарушена в нескольких аспектах:

    • во время судебных заседаний обвиняемые содержались в металлических клетках и наручниках,

    • в тюремных робах с надписью «исключительная мера наказания» на спине;

    • на обжалование в Верховном суде осужденных вели в унизительной, чрезвычайно неудобной позе — с головами, почти прижатыми к коленям;

    • в течение всего разбирательства СМИ распространяли фото- и видеоматериалы, предоставленные следствием, называя обвиняемых «преступниками», что заранее настраивало общественность против них и усложнило поиск адвокатов, которые решились бы взяться за представление их интересов.
В этой связи Комитет напоминает: презумпция невиновности — фундаментальная для защиты других прав человека гарантия — требует отношения к обвиняемым, соответствующего презумпции их невиновности до момента, пока вина не будет установлена вне всякого разумного сомнения. Такое отношение вынуждает искать иные способы обеспечения присутствия обвиняемых на суде, безопасного для других лиц и отправления правосудия, исключая содержание в клетках и наручниках (равно как иное обращение, навязывающее впечатление, что обвиняемые являются опасными преступниками). Государственные органы и должностные лица, а также СМИ должны воздерживаться от преждевременных выводов относительно виновности таких лиц, не говоря о недопустимости публичных утверждений, констатирующих виновность.

  • Статья 6 закрепляет неотъемлемое право на жизнь, запрет на произвольное лишение жизни. Государства, не ратифицировавшие Второй факультативный протокол к Пакту, направленный на отмену смертной казни, и не искоренившие данное наказание, могут выносить смертные приговоры лишь за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям Пакта.
В этой связи необходимо подчеркнуть длящееся нарушение Республикой Беларусь своих обязательств по статье 6 как в связи с расширением перечня составов, за которые предусмотрена высшая мера наказания (присоединившееся к Пакту государство должно принимать меры для постепенного перехода к мораторию или полной отмене смертной казни; введение дополнительных составов противоречит цели и смыслу этого договора), так и в связи с несоответствием новых оснований для применения смертной казни критерию «самые тяжкие преступления».

Комитет констатировал нарушение обязательства обеспечить Семену Бережному и Игорю Гершанкову справедливое судебное разбирательство. В случае, когда государство пренебрегает гарантиями статьи 14 Пакта при рассмотрении дела, завершающегося смертным приговором, вынесение такого наказания является, по мнению Комитета, по природе своей произвольным, что нарушает право осужденных на жизнь.

Комитет обязал государство выплатить матерям осужденных денежную компенсацию за произвольное лишение их сыновей жизни — а также принять меры для недопущения подобных нарушений в будущем, включая необходимость добросовестного сотрудничества с Комитетом, в том числе — в части выполнения временных мер.

Мы детально разберем это соображение и его выводы в следующих материалах. Следите за обновлениями на сайте.
См. Правила процедуры Комитета, правило 94:

«1. В любой момент после регистрации сообщения и до принятия решения по его существу Комитет может просить соответствующее государство-участник принять в срочном порядке такие временные меры, которые Комитет считает необходимыми во избежание возможных действий, которые могли бы иметь непоправимые последствия для прав, на которые ссылается автор сообщения.
2. Когда Комитет обращается с просьбой о принятии временных мер в соответствии с настоящим правилом, он указывает, что эта просьба не предполагает принятия решения в отношении приемлемости сообщения или его существа, но непринятие таких мер несовместимо с обязательством добросовестно соблюдать
процедуру рассмотрения индивидуальных сообщений согласно Факультативному
протоколу...» https://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhspSfzoplnqcaRnZEWMKfe1tSjisL%2BhNIzkeCc5cIygMh1XamAcX%2BzhX5iH9rw32CjM%2BRrifsMOPV%2BSYNubM4y9PMFwzbpK5joq%2BahW4VNUxw
Ее текст: «Государство — участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Ни одно сообщение не принимается Комитетом, если оно касается государства — участника Пакта, которое не является участником настоящего Протокола.» https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpro1.shtml
Больше по этому вопросу можно прочитать в данном материале: https://www.defendersbelarus.org/mikola_dziadok_cohr
В этом отношении вспомним свойственную для Беларуси практику преждевременных комментариев должностных лиц различного уровня — включая главу государства — о виновности тех или иных лиц, что в существующей системе может иметь значительное влияние на исход дела: см. стр. 50-51, 59 https://www.fidh.org/IMG/pdf/rapport683russebassdef.pdf
В 2022 г. возможность применения смертной казни в связи с покушением (!) на совершение деяний, предусмотренных ст. 124, 126, 289 и 359 Уголовного кодекса (https://belhelcom.org/sites/default/files/1._pravo_na_zhizn_2022.pdf), с 2023 г. данная санкция появилась для измены государству, совершенной государственными должностными лицами/военнослужащими.
См. экспертные комментарии для ситуации по праву на жизнь за 2022, 2023 г.: https://index.belhelcom.org/
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda