Новости

Что происходит в российской адвокатуре: адвокатура «вне политики, но едина со своей страной и своими гражданами»?

Решили взглянуть, какая ситуация складывается в российской адвокатуре в контексте продолжающейся войны в Украине и недавно объявленной частичной мобилизации.

Уголовное дело против адвоката, осудившего войну

Президент Адвокатской палаты Удмуртии Дмитрий Талантов был задержан 28 июня в Ижевске по подозрению в нарушении «цензурной» уголовной статьи – п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК (публичное распространение заведомо ложной информации о действиях вооружённых сил). Максимальное наказание по ней – 10 лет лишения свободы.
Поводом для задержания стал апрельский пост Талантова в соцсетях – пять предложений о действиях российской армии «в Харькове, Мариуполе, Ирпене, Буче». Международная ассоциация юристов (IBA) призвала прекратить уголовное преследование главы АП Удмуртии Дмитрия Талантова. Организация считает, что «цензурная» статья 207.3 УК должна быть отменена как противоречащая Конституции России. Кроме того, IBA считает, что Федеральная палата адвокатов недостаточно активно защищает своего коллегу.
Часть коллег связывают преследование Талантова с его адвокатской деятельностью: он защищал журналиста Ивана Сафронова, осужденного за госизмену.


Не только уголовное, но и дисциплинарное производство

Адвокат Юлия Стрелкова попросила совет Адвокатской палаты Московской области прекратить «дисциплинарку» в отношении ее доверителя адвоката Алексея Барановского. Ранее Минюст потребовал лишить Барановского статуса за поддержку Украины; квалифкомиссия согласилась с претензиями ведомства, добавив, что адвокат якобы участвует в вооруженном конфликте «на стороне украинских националистических формирований».
Контекст: Алексей Барановский долгое время находится в Украине как журналист. 30 марта на почту ФПА и АП МО пришло письмо о том, что адвокат находится в Украине, где«деятельно выступает на стороне националистического режима Киева, распространяя заведомо ложные сведения о деятельности армии РФ». Министерство юстиции заявило, что Барановский грубо нарушил КПЭА и Закон об адвокатуре – не сохранял честь и достоинство, присущие профессии, а также подрывал доверие к себе как защитнику и адвокатуре в целом. АП МО возбудила дисциплинарное производство 29 апреля, заседание квалифкомиссии прошло 25 августа. В заключении комиссии подчеркнули: участие Барановского в экстремистских организациях в Украине «наносит непосредственный вред законным интересам России». По мнению членов комиссии, защитник «публично оклеветал и оскорбил» президента и органы государственной власти России, а также «допустил неуважительное отношение к России как государству». Кроме того, он высказал публичные призывы к действиям вопреки законным интересам России, «включая призывы к физической расправе в отношении представителей вооружённых сил и должностных лиц». Комиссия отметила, что российская адвокатура «вне политики, но едина со своей страной и своими гражданами». Решение о начале «спецоперации» она назвала «законным» – и принятым «с соблюдением всех необходимых конституционно значимых процедур». В итоге члены комиссии единогласно установили в действиях Барановского нарушения п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре и статей 4, 5, 9 и 15 КПЭА.
Адвокат Барановского Юлия Стрелкова указала, что считает неприменимым в случае Барановского п. 2 ст. 5 КПЭА («подрыв доверия» к адвокату или адвокатуре). В заключении комиссия указала: публикуя подобные сообщения, Барановский «причислял себя к адвокатскому сообществу». Но при этом упомянута лишь одна публикация, где автор обозначен как адвокат. В других нет ни слова о профессии Барановского – но комиссия всё равно «по какой-то причине» ссылается на них. Более того, в этой единственной фразе нет указаний на принадлежность именно к российской адвокатуре, подчёркивает Стрелкова. А в случае Барановского это имеет прямое значение, настаивает защитница – ведь он имеет статус адвоката и в Украине. В итоге Юлия Стрелкова попросила совет АП МО прекратить дисциплинарное производство – так как отсутствует допустимый повод для его возбуждения.

Мобилизация и Федеральная палата адвокатов

Все началось с того, что адвокат Григорий Червонный попросил ФПА добиться «брони» от мобилизации для адвокатов. Он заявил, что «не может оставить своих подзащитных на произвол судьбы». После нескольких дней молчания, адвокат написал в Международную ассоциацию юристов (IBA) с просьбой осудить молчание ФПА о мобилизации. Текст заявления на английском языке и его перевод он опубликовал в соцсетях.
Червонный пишет, что «российская адвокатура расколота» по вопросу «спецоперации». Он напоминает, что ФПА «интегрирована в международное юридическое пространство» и является членом IBA. В марте 2022 года IBA осудила заявления ряда российских юристов в поддержку «спецоперации», а недавно призвала прекратить уголовное преследование главы АП Удмуртии Дмитрия Талантова.
Вскоре после этого, ФПА отреагировала – попросила разъяснений у правительства и Минюста по указу о мобилизации. Однако, на этом все.
Женщины-адвокаты также попросили исключить коллег-мужчин из числа мобилизируемых. Соответствующие письма в госорганы написали Валерия Аршинова, Кристина Малекина и Юлия Бадыло. Они напомнили, что большинство российских адвокатов — мужчины призывного возраста. В случае их мобилизации женщины-адвокаты не смогут оказать качественную юридическую помощь такому количеству доверителей.
Тем временем, международная коллегия адвокатов «Санкт-Петербург» рекомендовала всем защитникам, «которых может коснуться мобилизация», написать заявление о приостановке статуса – с открытой датой: утром 22 сентября адвокаты коллегии получили электронное письмо, где говорится что в ходе «частичной мобилизации» могут быть призваны и адвокаты, «причем призваны внезапно». Дальше Кучеренко напоминает коллегам, что «призыв на воинскую службу является основанием для приостановления статуса».
«Поэтому, я рекомендую всем, кого может коснуться эта доля, заранее написать заявление о приостановлении статуса с ссылками на закон об адвокатской деятельности и адвокатуре и соответствующий указ президента. Заявление с открытой датой оставьте родственникам или друзьям, которых попросите в случае призыва доставить его в коллегию. Желаю всем удачи в том смысле, как каждый из вас это понимает!», – говорится в письме.
Made on
Tilda