В отчете указано, что 16 октября 2020 года Александра Пыльченко был лишен адвокатской лицензии за его комментарии СМИ, касающиеся нарушения прав человека в Беларуси. Александр Пыльченко, бывший председатель Минской городской коллегии адвокатов, является членом коллегии адвокатов Беларуси уже на протяжении тридцати лет. Совсем недавно он представлял интересы нескольких политиков из рядов оппозиции, и высказывался публично о тех обязательствах, которые лежат на Беларуси по предотвращению пыток и проведению расследования по поступающим сообщениям о фактах применения пыток в местах содержания людей под стражей, а также об иных проблемах соблюдения принципа верховенства права, которые возникли в свете проведения последних спорных выборов в Беларуси.
Г-н Пыльченко был лишен лицензии адвоката по решению Министерства юстиции (МЮ), которое основано на заключении Квалификационной Комиссии (Комиссии). 26 ноября 2020 года в суде Московского района г. Минска состоялось слушание по делу об оспариваемом решении о лишении г-на Пыльченко лицензии адвоката по его жалобе. На данном слушании суд обязал Министерство юстиции предоставить объяснения на представленные г-ном Пыльченко аргументы о том, что он не совершил какого-либо противоправного действия, которое бы явилось достаточным основанием для обоснования вынесенного решения о лишении его лицензии. Следующее рассмотрение дела по существу суд назначил на 23 декабря 2020 года.
В своем решении, в котором Комиссия рекомендовала лишить его адвокатской лицензии, она опиралась исключительно на свое собственное определение о том, что публичные высказывания г-на Пыльченко в отношении поступивших сообщений о фактах нарушения прав человека и угрозах принципу верховенства права в Беларуси дискредитировали звание адвокатов как профессионалов, заслуживающих доверия. Фактически, у представителей юридической профессии есть не только право на свободу выражения собственного мнения, которое есть у всех прочих граждан, но на них также возложена профессиональная обязанность обсуждать и защищать принцип верховенства права. Такая суровая мера наказания, примененная в отношении уважаемого адвоката, является нарушением как Конституции Беларуси, так и принятых ею на себя обязательств по международному праву, а также других основополагающих принципов, гарантирующих принцип независимости института адвокатуры и её роли в защите прав человека и верховенства права в демократическом обществе.
Также в отчете отмечено, что согласно белорусскому законодательству, адвокат может быть лишен статуса адвоката только в соответствии со строго определенным перечнем причин, включающих в себя: «совершение проступка, несовместимого со званием адвоката […]». В данном случае Комиссия пришла к выводу о том, что г-н Пыльченко совершил «действия, дискредитирующие звание адвоката и адвокатуру», что как раз и явилось подобного рода проступком, и тем самым нарушил Правила профессиональной этики. Комиссия пришла к выводу о том, что его заявления якобы дискредитировали адвокатуру, поскольку они были «некомпетентными, вводили общественность в заблуждение относительно полномочий государственных органов и фактически призывали к противоправным действиям» без приведения каких-либо дальнейших разъяснений или уточнений относительно того, почему Комиссия пришла к подобного рода выводу, или какие конкретно из его утверждений были предметом разбирательства, вводили общественность в заблуждение, или же призывали к незаконным действиям. Комиссия не приняла во внимание тот факт, что Минская городская коллегия адвокатов, членом которой являлся г-н Пыльченко, не инициировала дисциплинарное производство по этому основанию и не применила санкций в отношении него после того, как изучила его объяснения. В условиях отсутствия какого-либо существенного юридического обоснования того, каким именно образом заявления г-на Пыльченко дискредитировали адвокатуру, или почему они были несовместимы со званием адвоката, лишение его адвокатской лицензии было произвольным.
В заключении отчета указано, что по всей вероятности, г-н Пыльченко, был подвергнут наказанию за то, что он представлял интересы политиков из рядов оппозиционеров, а также за свое стремление поддержать целостность демократического процесса, посредством выступлений против фактов нарушений во время выборов, а также выступая против пыток, применяемых в отношении протестующих граждан. Вместо того, чтобы выразить ему благодарность за отстаивание наивысших идеалов представителей юридической профессии, а также за защиту Конституции, его лишили адвокатского статуса и лицензии, да еще и в такой манере, которая, является нарушением норм и стандартов как национального, так и международного права, что в свою очередь наносит еще более сокрушительный удар попытке сохранить принцип верховенства закона в Беларуси. В свою очередь, лишение его адвокатской лицензии также может представлять собой нарушение основных прав человека г-на Пыльченко, прав его клиентов, а также тех основополагающих, уже упрочившихся и применяемых на протяжении длительного времени принципов независимости юридической профессии.
Полный разбор и анализ ситуации в отчете.