Вышел доклад Верховного комиссара ООН, посвященный положению в области прав человека в Беларуси в преддверии президентских выборов 2020 года и после них. В докладе Верховный комиссар излагает результаты изучения ситуации в области прав человека в Беларуси с мая 2020 года и дает рекомендации соответствующим заинтересованным сторонам. Верховный комиссар заключает, что есть достаточные основания полагать, что в Беларуси совершались и совершаются систематические, массовые и грубые нарушения прав человека.
Напомним, это не первый подобный доклад. Предыдущий доклад Верховного комиссара фокусируется на ситуации с правами человека в Беларуси за период с 9 по 14 августа 2020 года, в период президентских выборов 2020 года и сразу после них.
Новый доклад охватывает период с 1 мая 2020 года по 31 декабря 2022 года и основан на детальном анализе 207 бесед (со 127 мужчинами, 79 женщинами и 1 мальчиком), проведенных удаленно и очно с жертвами и свидетелями, представителями неправительственных организаций, журналистами, адвокатами и медицинскими работниками).
Напомним, это не первый подобный доклад. Предыдущий доклад Верховного комиссара фокусируется на ситуации с правами человека в Беларуси за период с 9 по 14 августа 2020 года, в период президентских выборов 2020 года и сразу после них.
Новый доклад охватывает период с 1 мая 2020 года по 31 декабря 2022 года и основан на детальном анализе 207 бесед (со 127 мужчинами, 79 женщинами и 1 мальчиком), проведенных удаленно и очно с жертвами и свидетелями, представителями неправительственных организаций, журналистами, адвокатами и медицинскими работниками).
Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) функционирует как секретариат Совета о правам человека. УВКПЧ готовит серию докладов, которые составляют основу Универсального периодического обзора (УПО) каждого рассматриваемого государства. УПО, в свою очередь, является механизмом, с помощью которого проверяются стандарты и практика соблюдения прав человека государствами-членами ООН. Это первый институт обзора, являющийся универсальным, а значит все государства обязаны пройти через этот процесс, друг за другом на равных основаниях. УПО начал функционировать в 2008 году. В контексте Беларуси важно подчеркнуть, что УПО – единственный оставшийся международный механизм , с помощью которого беларусы могут заявить о нарушении их прав, ведь возможность подать жалобу в Комитет по правам человека ООН исчезла в момент денонсации Беларусью Факультативного протокола к Международному пакту гражданских и политических правах.
Среди нарушений Беларусью прав человека называется:
- Неоправданное и несоразмерное применение силы
- Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания
- Произвольные аресты и задержания
- Право на надлежащую законную процедуру и справедливое судебное разбирательство
- Свобода слова, мирных собраний и ассоциации
- Сексуальное и гендерное насилие
- Разлучение с детьми и неправомерное вмешательство в семейную жизнь
- Изгнание
Неоправданное и несоразмерное применение силы
Как минимум в пяти случаях УВКПЧ (Управление Верховного комиссара по правам человека) нашло разумные основания полагать, что имело место незаконное лишение жизни, либо в результате несоразмерного применения силы сотрудниками правоохранительных органов, что не было строго необходимо для защиты жизни или предотвращения серьезного вреда здоровью в результате непосредственной угрозы, либо в результате несоблюдения права задержанного на жизнь. В этой связи УВКПЧ констатирует потребность дальнейшего расследования.
Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания
С 2020 года в ходе задержаний задержанным наносили удары кулаками и ногами по различным частям тела, что приводило к сотрясениям мозга, крови в моче, травмам почек и барабанных перепонок, гематомам и переломам. Некоторые пострадавшие были вынуждены месяцами лежать в постели, не могли ходить, или у них диагностировали закрытую черепно-мозговую травму. Побои сопровождались интенсивным психологическим насилием в виде угроз убийством, угроз изнасилования, комментариев сексуального характера, оскорблений и других словесных оскорблений. Кроме того, как минимум в восьми случаях на лицах, груди, спине, плечах и ногах пострадавших были обнаружены кровоподтеки в форме подошвы обуви.
Отдельно в докладе упоминается два изолятора: на Окрестина и в Жодино. УВКПЧ считает, что условия содержания в этих учреждениях представляли собой жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение или в некоторых случаях пытки. Жертвы сообщали о том, что их содержали в крайне переполненных камерах, где обычно вдвое превышалось установленное количество человек в камере, и заставляли спать на бетонных полах рядами, без матрацев, постельных принадлежностей и вентиляции. Охранники регулярно обливали камеры хлором высокой концентрации, из-за чего задержанных тошнило и они не могли дышать. Опрошенные сообщили, что в камере им разрешалось сидеть или лежать только с 22 ч 00 мин до 6 ч 00 мин, и в противном случае должны были стоять или ходить. Все опрошенные жертвы систематически лишались сна в течение нескольких дней или недель в результате постоянного искусственного освещения, небезопасной температуры и переполненности камер, принудительного подъема и ночных проверок.
Произвольные аресты и задержания
Произвольные аресты и задержания не только имели место сразу после выборов в августе 2020 года, но и продолжались после этого. Было выявлено несколько дополнительных волн произвольных арестов и задержаний, особенно журналистов, правозащитников и профсоюзных активистов.
В июле 2021 года десятки человек были арестованы по обвинению в демонстрации символов, таких как лист белой бумаги в своих окнах, участии в работе неправительственных организаций или распространении материалов, помеченных как «экстремистские». Большинство из них были приговорены к аресту на срок от 10 до 15 суток. Им угрожали, а их телефоны и другие предметы конфисковали. Многих избивали, некоторых пытали электрошоком. Обыски квартир зачастую производились без ордера и часто сопровождались применением силы. Опрошенные сообщили, что их не сразу информировали о причинах обыска, изъятия имущества или ареста.
27–28 февраля 2022 года около 1500 человек были произвольно арестованы и задержаны за участие в демонстрациях, связанных с конституционным референдумом 2022 года, а после вооруженного нападения Российской Федерации на Украину — за вывешивание антивоенных плакатов и транспарантов и скандирование проукраинских лозунгов.
Право на надлежащую законную процедуру и справедливое судебное разбирательство
В докладе говорится, что обвиняемые в суде в Беларуси не могли успешно защищать себя или пользоваться помощью защитника по своему выбору. Протоколы об административных правонарушениях содержали фактические или юридические ошибки и ложную информацию, судебные процессы по административным делам по-прежнему проводились по видеоконференцсвязи без обоснования, при этом обвинение в основном строилось на письменных показаниях сотрудников милиции или анонимных свидетелей.
Задокументированная информация и свидетельские показания, собранные для настоящего доклада, свидетельствуют о том, что во многих случаях право на юридическую помощь было нарушено. Опрошенные не имели доступа к юридической помощи на различных стадиях разбирательства, в том числе во время допроса в милиции, некоторые могли общаться со своими адвокатами только по Интернету и незадолго до суда, и общение не было конфиденциальным. Адвокаты в свою очередь по-прежнему несправедливо лишаются в дисциплинарном порядке права заниматься практикой, а в некоторых случаях подвергаются аресту, задержанию и уголовному преследованию лишь за выполнение своих профессиональных функций и обязанностей. Вспоминается в докладе и признание задержания Максима Знака произвольным в мае 2022 года Рабочей группой по произвольным задержаниям.
Свобода слова, мирных собраний и ассоциации
Использование белорусскими властями технологии распознавания лиц и других технологий массовой слежки для возможного опознания каждого участника мирной демонстрации представляет собой нарушение права на неприкосновенность частной жизни и крайне негативно влияет на осуществление других прав, включая права на свободу выражения мнений и на мирные собрания. По данным УВКПЧ, на декабрь 2022 года 1446 человек (1284 мужчины и 162 женщины), в том числе 10 детей, были задержаны по политически мотивированным обвинениям. По официальным данным, с августа 2020 года по июль 2022 года властями возбуждено более 11 000 уголовных дел, связанных с экстремизмом.
Власти применили понятие «экстремистские формирования» в отношении сотен групп и каналов в социальных сетях и частных чатов. Власти считают «экстремистскими» большинство независимых белорусских СМИ, в том числе сотни каналов в социальных сетях и блогов. УВКПЧ установило, что такая расширительная трактовка «экстремизма» несовместима с принципом законности и что для подавления инакомыслия использовались законы об экстремизме и борьбе с терроризмом.
К декабрю 2022 года число ликвидированных неправительственных организаций достигло 757, а 416 организаций приняли непростое решение о закрытии, чтобы избежать возможного уголовного преследования. Эта статистика включает практически все правозащитные группы, работающие в стране. С января 2022 года поправка47 к Уголовному кодексу предусматривает, что лицу, участвующему в деятельности незарегистрированной организации, грозит уголовная ответственность.
Сексуальное и гендерное насилие
За отчетный период УВКПЧ задокументировало более 100 случаев сексуального и гендерного насилия (в отношении 4 мальчиков, 36 женщин и 60 мужчин) и рассмотрело более 180 дополнительных случаев, задокументированных авторитетными организациями гражданского общества. Эти данные, вероятно, занижены из-за стигматизации, страха мести и отказа во въезде в страну. Медицинские документы, проанализированные УВКПЧ, зафиксировали травматические повреждения мужских гениталий, в том числе раны, множественные ссадины и ушибы. Две женщины сообщили УВКПЧ, что их били по животу, и одной из них потребовалась экстренная операция, в результате чего впоследствии ее беременность прервалась.
При избиении женщин сотрудники угрожали им групповым изнасилованием и хвалились тем, что у них есть полная свобода на такие действия. Женщины сообщали, что их заставляли становиться свидетелями сексуального и гендерного насилия, совершаемого в отношении мужей, партнеров, других мужчин и женщин, что само по себе является формой сексуального насилия и запугивания.
Большинство жертв произвольного задержания, опрошенных УВКПЧ, сообщили, что подвергались обыску с раздеванием и обыску полостей тела, который производился произвольно, иногда несколько раз в день, в унижающей достоинство форме, иногда в присутствии других задержанных и персонала и не всегда лицами одного пола. Женщины, у которых на момент ареста была менструация, отмечали, что сидеть на корточках или наклоняться в обнаженном виде было особенно унизительно. УВКПЧ задокументировало утверждения о том, что тюремные охранники-мужчины наблюдают, как женщины переодеваются и пользуются туалетами, душевыми и раздевалками, а также просматривают поток с камер видеонаблюдения из тюремных камер, что может быть нарушением международных стандартов51.
УВКПЧ задокументировало шесть случаев изнасилования, совершенных в милицейских машинах и в отделениях милиции по всему Минску в отношении четырех мужчин и двух мальчиков. В одном случае мужчина был изнасилован в следственном изоляторе на Окрестина после его гомофобных оскорблений и угроз убийством. Полицейские дубинкой разорвали прямую кишку жертвы, вызвав обильное кровотечение, и вместо оказания первой помощи смеялись над ним, закрывая ему рот, когда он кричал от мучительной боли. В другом случае силовики, избивая 16-летнего юношу в автозаке и принуждая его дать показания против себя, вставили ему в рот электрошокер, а позже в отделении милиции — полицейскую дубинку, причинив серьезные телесные повреждения жертве, в результате чего его отправили в реанимацию в больницу. УВКПЧ проанализировало медицинские документы в других случаях с подробным описанием телесных повреждений, в том числе в результате анального проникновения. УВКПЧ в настоящее время расследует другие предполагаемые случаи изнасилования мужчин и женщин.
Жертвы, опрошенные УВКПЧ, отметили, что изнасилование и другие формы такого насилия чаще всего совершались сотрудниками начальствующего состава или находившимися под их командованием или в их подчинении. Сексуальное и гендерное насилие в отношении мужчин также совершали сотрудники-женщины. Несколько жертв опознали работника милиции — женщину в одном отделении полиции, которая была особенно жестокой и была описана как страдающая тягой к сексуальному садизму.
После сентября 2021 года службы безопасности начали регулярно публиковать видео с признаниями, раскрывающими сексуальную ориентацию задержанных.
Разлучение с детьми и неправомерное вмешательство в семейную жизнь
Десятки опрошенных, в своем большинстве женщины, сообщили, что во время обысков, арестов и допросов правоохранительные органы прибегали к угрозам передачи детей в приют, что часто побуждало их впоследствии переехать или отправиться в изгнание. Такие угрозы иногда сопровождались насилием в присутствии детей или в отношении детей, либо пренебрежением со стороны сотрудников правоохранительных органов. Согласно недавней конституционной поправке, дети могут быть разлучены со своей семьей, если их родители не выполняют свои обязанности, в том числе обязанности «прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси». В этих условиях разлучение, угрозы разлучения и применение конституционной поправки с карательными целями несовместимы с правами на неприкосновенность частной жизни и семейной жизни, включая право ребенка на семейную жизнь.
Изгнание
После президентских выборов 2020 года в Беларуси не менее 100 000 человек укрылись за границей. Люди были вынуждены покинуть страну и не могли безопасно вернуться из-за угрозы произвольного задержания, жестокого обращения во время содержания под стражей и несправедливого судебного разбирательства, а также нарушений экономических, социальных и культурных прав.
Возможные пути компенсации нарушений
В ходе бесед, проведенных в 2022 году, УВКПЧ запросило мнения жертв, чтобы изучить потенциальные возможности привлечения к ответственности, доступа к правосудию и возмещения ущерба. Жертвы указали на ряд различных возможных путей, таких как передача ситуации в Беларуси в Международный уголовный суд, создание международного трибунала для судебного преследования лиц, причастных к грубым нарушениям прав человека, возбуждение государствами-членами уголовного дела и расширение адресных санкций против лиц, причастных к грубым нарушениям прав человека. Многие жертвы выразили глубокое недоверие к судам страны, считая судей пособниками репрессий. Другие подчеркивали необходимость роспуска государственных структур, причастных к насилию и репрессиям, и проведения радикальных институциональных реформ. Жертвы также подчеркнули важность документирования нарушений и сбора и сохранения доказательств, которые необходимы для процессов привлечения к ответственности, в контексте будущего признания их статуса жертв.
Рекомендации
Помимо рекомендаций Беларуси прекратить нарушения прав человека, Верховный комиссар рекомендует государствам-членам работать над привлечением к ответственности с помощью разбирательства в национальных судах на основе общепринятых принципов экстерриториальной и универсальной юрисдикции, в зависимости от обстоятельств и в соответствии с международным правом, и параллельно изучать дальнейшие целенаправленные меры против предполагаемых виновных в серьезных нарушениях. А также держать ситуацию с правами человека в Беларуси под контролем Совета по правам человека и при необходимости рассматривать другие механизмы привлечения к ответственности в соответствии с практикой Совета.