В первую очередь правозащитник обращает внимание на контекст письма: после 9-13 августа массовые пытки всколыхнули весь мир своей жестокостью и безнаказанностью, но до настоящего момента не возбуждено ни одного уголовного дела в отношении сотрудников органов внутренних дел по фактам пыток, общественность не знает ни одного факта возбуждения дисциплинарного производства в отношении представителей судейского корпуса, которые «отправляли правосудие» в отношении избитых людей с очевидными телесными повреждениями.
Отметим, что общепринятые стандарты работы адвокатуры не предусматривают ограничений на высказывание адвокатами своих мнений, а равно как и возможность применения дисциплинарных наказаний за высказывание своего мнения.
А.Лойко считает, что с учетом такой позиции БРКА, эффективной защиты фигурантов уголовных дел обвиняемых в участии в беспорядках или иным образом преследуемых по политическим причинам мы не сможем увидеть в принципе. Правозащитник отмечает, что сегодня руководство адвокатуры идет в унисон с правоохранительными органами, легитимность деятельности которых поставлена обществом под сомнение. Таким образом, руководство БРКА фактически запрещает давать оценку бездействию правоохранительных органов, девальвированию стандарта доказанности в совершении преступлений, нарушению презумпции невиновности и принципов уголовной ответственности.
Кроме того, по мнению А.Лойко, призыв руководителя БРКА отслеживать публикации адвокатов в социальных сетях и СМИ – это прямое вмешательство в свободу выражения мнения адвокатов, потому что его содержание, руководство к действию, оказывает парализующий и сковывающий эффект на все адвокатское сообщество. После этого письма, целью которого является «закрыть рты» адвокатам, сократится число желающих высказаться на общественно значимую тематику, которая на устах сейчас у каждого гражданина в связи с происходящим произволом нелегитимных властей. Фактически письмо руководителя БРКА – это попытка прекращения дискуссии в профессиональном сообществе об общественно значимых проблемах и фактах.
Правозащитник также высказывает недоумение из-за отсутствия со стороны руководства БРКА призывов к корпоративной солидарности в адвокатском сообществе в связи с последними событиями. Поводом к подобным призывам могли стать и массовые нарушения прав адвокатов и прав их клиентов на защиту, и недопуск адвокатов к подзащитным в изоляторах, и произвольное задержание защитника Марии Колесниковой Людмилы Казак и очевидно незаконное привлечение ее к административной ответственности, и лишение лицензии защитника политзаключенных Марии Колесниковой и Виктора Бабарико Александра Пыльченко… Призыв руководства к тому, чтобы «оказывать помощь в правильной и профессиональной подаче материалов по вопросам адвокатской деятельности» — это не что иное, как ужесточение цензуры в отношении адвокатов, которые через публичное пространство отстаивают общественный интерес, защищают идеалы права и ценности прав человека.