Активные петиции

Открытая резолюция адвокатов

Вид обращения: электронное обращение
Подписанты: адвокаты (Российская Федерация)
Адресаты: органы власти Республики Беларусь, международные организации.

органам власти Беларуси


Белорусской республиканской коллегии адвокатов и территориальным коллегиям адвокатов


Специальному докладчику Совета по правам человека Организации Объединенных Наций по вопросам о независимости судей и адвокатов


Организации по обеспечению безопасности и сотрудничества в Европе


государствам


Мы, нижеподписавшиеся участники международной дискуссии «Права адвокатов: белорусский сценарий» по итогам обсуждения ситуации с многочисленными случаями нарушений профессиональных прав адвокатов и принципов независимости адвокатуры в Республике Беларусь полагаем необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства, требующие незамедлительной реакции со стороны как международного юридического сообщества, так и компетентных межгосударственных органов.

1. В Основных принципах, касающихся роли юристов[1] постулируется, что адекватная защита фундаментальных свобод и прав человека возможна в том случае, когда каждый имеет доступ к эффективной правовой помощи, обеспечиваемой независимыми юристами.

Между тем, сотрудники белорусских правоохранительных и иных государственных органов и учреждений создают систематические препятствия для доступа адвокатов к своим подзащитным, содержащимся под стражей; или предоставляют доступ, но без возможности конфиденциального общения (в нарушение правила 22 Основных принципов); препятствуют передаче документов от находящегося под стражей клиента к адвокату или от адвоката к клиенту. Все это делает невозможным эффективное исполнение адвокатами своего профессионального долга по оказанию квалифицированной правовой помощи.

2. Нарушается принцип независимости осуществления адвокатской деятельности, который является одним из базовых и неотъемлемых условий для обеспечения защиты прав человека. Как подчеркивалось ранее в отчете Специального докладчика ООН по ситуации с правами человека в Беларуси Anaïs Marin, органы государственной власти не выполняют свои обязанности обеспечивать независимость адвокатских объединений и создавать для адвокатов, в том числе работающих в сфере правозащитной деятельности, условия при которых они способны исполнять свои профессиональные обязанности и выражать свое мнение, не подвергаясь угрозам преследования со стороны государства[2].

В нарушение правил 16, 24, 25 Основных принципов, касающихся роли юристов, профессиональная деятельность адвокатов в Республике Беларусь подвергается давлению и избыточному контролю со стороны государственных органов, включая Министерство юстиции, что подрывает базовые принципы независимости адвокатской корпорации. Вопросы получения адвокатской лицензии, аттестации адвокатов и прекращения адвокатского статуса являются предметом ведения Министерства юстиции, которое часто использует вышеуказанные полномочия в качестве инструмента давления на адвокатов, в особенности на адвокатов, занятых в сфере правозащитной деятельности.

3. В нарушение правила 23 Основных принципов, касающихся роли юристов, подвергается жестким ограничениям свобода выражения мнения адвокатами. Высказанная адвокатом публичная позиция, выражающая несогласие с предъявленным его подзащитному обвинением, предающая гласности факты нарушения закона, допущенные сотрудниками государственных органов, содержащая публичные критические суждения по отношению к деятельности госорганов и их должностных лиц, даже вне связи с конкретным делом, становится основанием для лишения лицензии. Примером является дело адвоката Александра Пыльченко, лишенного 16 октября 2020 года лицензии по решению Министерства юстиции. Поводом для прекращения лицензии стал комментарий, данный адвокатом Пыльченко новостному изданию, в котором высказана правовая оценка возможных действий государственных должностных лиц по фактам опубликованных в СМИ многочисленных свидетельств избиения людей в отделах милиции и изоляторах временного содержания 9-12 августа 2020 года.

Другой адвокат, Юлия Леванчук, была лишена лицензии в октябре 2020 года в связи с якобы допущенными в личной переписке со своей знакомой угрозами в адрес следователя. С учетом ранее опубликованного Ю.Леванчук видеообращения в поддержку репрессируемых коллег Максима Знака и Ильи Салея, а также осуществляемой ею защитой граждан, подвергшихся насилию со стороны сотрудников МВД Беларуси, имеются основания расценивать преследование адвоката как обусловленное ее профессиональной правозащитной деятельностью и публичными заявлениями о допущенном в отношении подзащитных неправомерном насилии.

4. В нарушение правил 16, 17, 18 и 20 Основных принципов, касающихся роли юристов, наблюдается вмешательство государства, в крайнем своем проявлении доходящее до уголовного преследования, в профессиональную деятельность адвокатов, вовлеченных в правозащитную активность и уголовную защиту оппозиционных политиков.

9 сентября 2020 года в Минске были задержаны и заключены под стражу адвокаты Максим Знак и Илья Салей по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 361 УК Республики Беларусь, а именно, публичных призывов к совершению действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности. В последующем обоим адвокатам было предъявлено обвинение, аналогичное ранее выдвинутым подозрениям. Илья Салей был освобожден из-под стражи 16 октября и переведен под домашний арест. Максим Знак продолжает содержаться под стражей, как минимум до 9 января 2021 года.

Вместе с тем, в публичной риторике этими адвокатами не допускалось призывов к каким-либо насильственным или иным неправомерным действиям, а высказывания адвокатов сводились к выражению правового мнения.

Максим Знак оказывал правовую помощь в рамках избирательной кампании незарегистрированного кандидата в президенты Республики Беларусь Виктора Бабарико (консультирование, подготовка проектов документов, представление интересов в судах при подаче жалоб по вопросам различных избирательных процедур), а также был правовым советником бывшего кандидата в президенты Светланы Тихановской, по поручению которой осуществлял юридическую деятельность в рамках Координационного совета. 21 августа 2020 года адвокат Максим Знак от имени Светланы Тихановской подал в Верховный Суд жалобу о признании выборов 9 августа 2020 года недействительными. По поручению своих доверителей Виктора Бабарико и Светланы Тихановской адвокат Максим Знак также публично разъяснял нормы действующего законодательства, права граждан, выражал правовое мнение по общественно значимым вопросам в онлайн видео-трансляциях[3]. Илья Салей оказывал правовую помощь Марии Колесниковой, входящей в штаб Виктора Бабарико и Президиум Координационного совета и находящейся в настоящее время в заключении под стражей.

Деятельность обоих адвокатов носила исключительно публичный характер в рамках адвокатской деятельности, которая предполагает также и право на свободу выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, адвокаты имеют общегражданские права принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам, касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, и быть членами местных, национальных или международных организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях, не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности вследствие своих законных действий или членства в законной организации (правило 23 Основных принципов, касающихся роли юристов).

По мнению представителей международного юридического сообщества, а также представителей адвокатского сообщества Беларуси,[4] уголовное преследование Знака и Салея напрямую связано с их профессиональной деятельностью, является политически мотивированным, одной из его целей является попытка государства запугать других адвокатов и удержать их от принятия на себя поручений по защите лиц, оппозиционно настроенных к действующей власти и вовлеченных в различные протестные движения, а также заставить адвокатов избегать публичного выражения профессионального мнения по поводу неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц.

Кроме того, подобные действия нарушают ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Беларусь, согласно которому каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право на общение с выбранным им по своему усмотрению защитником. Содержание под стражей Максима Знака и под домашним арестом Ильи Салея лишило их подзащитных указанного права.

24 сентября 2020 года в центре Минска по дороге в суд была похищена адвокат Людмила Казак[5], которая защищает заключенную под стражу по обвинению по ч. 3 ст. 361 УК координатора штаба Виктора Бабарико Марию Колесникову. Как выяснилось впоследствии, Казак была насильно доставлена в Центральный РУВД Минска, где ее удерживали более восьми часов без связи с внешним миром. В течение этого времени о ее месте нахождения ничего не было известно. Затем она была водворена в изолятор временного задержания, а на следующий день суд привлек ее к административной ответственности и наказал крупным штрафом за неповиновение законным требованиям представителей власти (ст. 23.4 КоАП) при задержании по подозрению в административном правонарушении, которое не подтвердилось. В суде против нее свидетельствовали граждане, представившиеся сотрудниками милиции, со скрытыми лицами и измененными личными данными.

Осуществляя защиту Марии Колесниковой, которая 7 сентября 2020 года также была похищена спецслужбами с целью насильного выдворения ее из страны, Людмила Казак предала огласке факт обращения Колесниковой с заявлением о совершении в отношении нее преступлений должностными лицами правоохранительных органов. Учитывая факт агрессивного, внезапного и демонстративного задержания Казак, впоследствии оправданный государственными органами необоснованным привлечением к административной ответственности, изъятие при задержании документов и предметов, содержащих адвокатскую тайну, данные действия в отношении адвоката Людмилы Казак являются ничем иным как актом запугивания, насилия и грубого вмешательства в адвокатскую деятельность. Подобные действия представителей государства прямо противоречат принципу 16 Основных принципов, касающихся роли юристов.

Таким образом, необоснованное уголовное и административное преследование адвокатов не только подрывает международные правовые принципы уважения государством юридической профессии и обеспечения неприкосновенности адвоката при выполнении им профессиональных обязанностей, но и нарушает право на справедливое судебное разбирательство в целом, неотъемлемым элементом которого является гарантия каждого на помощь выбранного защитника.

Следует отметить, что вмешательство государства в адвокатскую деятельность в контексте нарушений права на свободу выражения мнений и ассоциаций, независимости и самоуправления адвокатских коллегий, несоблюдения гарантий свободного и беспрепятственного осуществления адвокатской деятельности, отсутствие эффективных средств правовой защиты в случае дисциплинарного разбирательства, является устоявшейся системной практикой, о чем свидетельствуют случаи, изложенные, например, в совместном докладе Правозащитного центра «Весна», OMCT и Парижской коллегии адвокатов «Беларусь-контроль над адвокатами угроза правам человека», докладе Observatory for the Protection of Human Rights Defenders, Belarus: Control over Lawyers Threatens Human Rights (2018), партнерском докладе Хельсинкского фонда по правам человека[6], а также в вышеупомянутом отчете Специального докладчика ООН по ситуации с правами человека в Беларуси Anaïs Marin.

Как показывают вышеизложенные примеры, преследованию со стороны государства в Республике Беларусь в особенности подвергаются адвокаты, занимающиеся правозащитной деятельностью, а также защищающие лиц, критически настроенных к существующему в стране политическому режиму (политиков, журналистов, блоггеров, гражданских активистов).

Принимая во внимание вышеизложенное, в целях соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, включая выполнение своих международных обязательств, принятых в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, Основными принципами, касающихся роли юристов, в контексте права каждого на доступ к юридической помощи, предоставляемой независимыми профессиональными юристами, и профессиональных гарантий адвокатской деятельности, призываем


Власти Беларуси - обеспечить:

● беспрепятственный доступ адвокатов к подзащитным, находящимся в местах содержания под стражей и местах содержания задержанных;
● возможность надлежащего выполнения защитниками своих функций при участии в судебных заседаниях по рассмотрению дел в отношении задержанных лиц по административным и уголовным делам;
● всестороннее, своевременное и объективное рассмотрение государственными органами жалоб, заявлений, иных обращений адвокатов в защиту прав граждан, подвергшихся незаконному задержанию, пыткам, иному унижающему человеческое достоинство обращению;
● возможности адвокатов выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства;
● соблюдение гарантий для адвокатов на свободу выражения мнения и беспрепятственное осуществление своей профессиональной деятельности без риска преследования со стороны государства;
● незамедлительное освобождение адвоката Максима Знака из-под стражи, адвоката Ильи Салея – от домашнего ареста и прекращение их уголовного преследования;
● пересмотр и прекращение дела об административном правонарушении в отношении адвоката Людмилы Казак;
● восстановление действия лицензий на осуществление адвокатской деятельности Александру Пыльченко и Юлии Леванчук;
● внесение изменений в национальное законодательство в целях его приведения в соответствие с международными правовыми гарантиями независимости адвокатской деятельности в части делегирования решения вопросов приобретения, аттестации и прекращения адвокатской лицензии в исключительную компетенцию свободно избранных органов адвокатского самоуправления.


Белорусскую республиканскую коллегию адвокатов и территориальные коллегии адвокатов:

● предпринимать принципиальные и действенные меры для защиты адвокатов от преследований, отстаивания независимости адвокатской профессии, а также обеспечения соблюдения профессиональных прав адвокатов.


Специального докладчика Совета по правам человека Организации Объединенных Наций по вопросам о независимости судей и адвокатов:

● в соответствии с другими соответствующими специальными процедурами – давать оценку представляемым на рассмотрение сообщениям о несоблюдении профессиональных прав адвокатов в Беларуси и об отдельных случаях, касающихся преследования адвокатов, реагировать на них письмами – призывами к правительству о незамедлительных действиях с целью устранения нарушений прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности и публичными заявлениями;
● включить свои выводы по сообщениям из Беларуси в ежегодный доклад Совету по правам человека и Генеральной ассамблее ООН;
● направить белорусским властям запрос на приглашение для официального визита в страну.


Организацию по обеспечению безопасности и сотрудничества в Европе:

● осуществлять мониторинг выполнения рекомендаций Доклада докладчика ОБСЕ в рамках Московского механизма в связи с сообщениями о нарушении прав человека в контексте президентских выборов 9 августа 2020 г. в Беларуси[7] (рекомендации 11-16);
● осуществлять мониторинг хода судебных процессов в отношении адвокатов, которые сталкиваются в Беларуси с уголовными, административными и/или дисциплинарными преследованиями.


Государства:

● включать вопросы неукоснительного обеспечения права на получение юридической помощи со стороны профессиональных юристов, права на защиту, недопущения преследования и запугивания адвокатов в повестку переговоров с властями Беларуси.


__________________
[1] Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, 27.08.-07.09.1990 г.
[2] https://bit.ly/3fdcMrh (п.п. 29-37)
[3] https://bit.ly/38ZRXP0https://bit.ly/2IMlWid
[4] см. https://bit.ly/3pD3OZ0https://bit.ly/3pMosG2https://bit.ly/331r09Dhttps://bit.ly/3nEDjAOhttps://bit.ly/394aLg5
[5] https://bit.ly/332iJCi
[6] https://bit.ly/3nRsoE3
[7] https://bit.ly/3lZY3md

Made on
Tilda